КОНСТАНТИН СУХАН

музыкант трубач импровизатор


https://jazzist.ru/konstantin-suhan-plusy/

Трубач, композитор и импровизатор Константин Сухан плодовит, неутомим и бескомпромиссно серьезен в своей музыке. Те, кто сколько-то интересуются современной российской импровизационной сценой, просто не могут не знать его имени — по работе с сообществом «ТОПОТ», коллаборациям с огромным количеством единомышленников всех сортов и стилей (от Генри Кайзера до Алексея Борисова, от Кирилла Широкова до Юрия Яремчука), потрясающему разнообразию коллективов, которые так или иначе соприкасаются с тем, что раньше называли «новой музыкой», а сейчас называют для простоты «странной». Сухан начинал с группой «Бром», сотрудничает с Sober Head, но список этот поистине бесконечен. Лет пятнадцать назад, когда российская новая музыка, не набравшая еще критической массы, вынужденно существовала в едином потоке, Константина можно было назвать просто типичным «клиентом» московского центра ДОМ. Сегодня разнообразие импровизаторов, по счастью, вышло на другой уровень. Поток разбился на полноценную дельту, в которой есть свои ответвления, заводи, своя сложная топография, свои клубы, сообщества и подсообщества. Сухан тоже где-то там, в непрекращающемся путешествии по территориям, которые мало кому могут быть понятны во всей полноте и совокупности. Его «Плюсы» — сольная работа трубача с синтезаторами и процессорной электроникой, методичная и неспешная медитация над закольцованной электронной основой. По самой своей сути эта музыка в хорошем смысле слова однократна и одноразова: ее невозможно (и не нужно) воспроизводить заново. Это нормально: одна из пьес Сухана называется «Рассвет», и каждый рассвет так же абсолютно, окончательно индивидуален и неповторим.

Описывать «Плюсы» буквально, искать в отдельных композициях мелодические и гармонические находки бессмысленно. Материал этого альбома — своеобразный метаязык, с помощью которого артист провоцирует собственное «музицирование» слушающего, такую же однократную, законченную импровизацию в чужой голове. Электронный фундамент, который создает Сухан, достаточно примитивен (и неизвестно, нарочно это сделано или нет), но в этой примитивности как раз и открывается возможность встраивать в скупое малоголосие «Плюсов» свои собственные воображаемые инструменты, ритмы, басы, обертона. И это интереснейшим образом перекликается с самой концепцией альбома, которую Константин исчерпывающе поясняет цитатой из Иоанна Златоуста: «Глаз для того и создан, чтобы мы, видя им творения Божии, прославляли их Создателя». «Плюсы» — это плюсы в прямом смысле слова, достоинства, преимущества, нечто светлое, что Сухан предлагает выделять среди всего видимого и воспринимаемого нами, дабы соответствовать замыслу Творца и оставаться человеком. Умение видеть плюсы — не просто отказ от того, чтобы впускать в себя негатив, это именно умение и навык. Не просто готовность принимать в дар то, что тебе подано в готовом виде, но способность находить свет там, где, на первый взгляд, ничего особенного не происходит. Религиозный посыл в творчестве Сухана однозначен и всеобъемлющ. Его духовный поиск настолько истов и горяч, что его не просто видишь невооруженным взглядом — по отношению к нему не возникает ни малейший иронии, даже если сам ты совсем из другого теста. То, что чувствуется в идеях Константина, то, с чем его музыка показывает настоящее духовное родство, — это скорее «высшая любовь» Джона Колтрейна и пронзительный саксофон Яна Гарбарека, сопровождающий средневековые духовные гимны The Hilliard Ensemble, а не вычурные космологические концепции Сан Ра или других больших авангардистов. В этом смысле крайне удачно и оформление альбома, хотя, казалось бы, проще некуда — регулярно расположенные одинаковые черные плюсы на белом фоне. Но к ним надо присмотреться так же, как и к музыке. Они отрисованы от руки с мелкой, но заметной «аналоговой» асимметричностью. Их расположение далеко не идеально: заметны чуть разные зазоры от краев, уход за поля. И это, пожалуй, не плюсы — это черные кресты по белому полю, говорящие не столько о конкретной религии или ее постулатах, сколько о силе духа и убеждения того, кто за всем этим стоит. Обложка «Плюсов» парадоксально близка к облачению схимонаха — к таким же скудным, монохромным, простым и бескомпромиссным черным тканям с рукописными (и потому чуть асимметричными) белыми символами и текстами.

В «Плюсах» эта асимметричность есть и музыкально: можно взять вторую пьесу, «Край», и ткнуть пальцем в ритмический слом звучащего двухчастного «качающего» рисунка после первых пяти минут, что приводит к полной трансформации всей композиции. Есть и другие примеры. Их можно анализировать, можно оспаривать, можно задаваться любимым вопросом многих музыкальных критиков: где же во всем этом нагромождении смысл, где шедевр, где та самая единственная верная нота? Не просто ли это бесконечная импровизация ради импровизации? Но есть и другой путь: совершенно верно, учиться видеть плюсы. Новый альбом Сухана, лишенный юмора, угловатый, в чем-то даже темный, абразивный, царапающий, оказывается одной из многих шестеренок во всеобщей музыке, без суммы которых этой музыки не существовало бы. Пусть даже Константин, как и многие сегодняшние импровизаторы, «не Колтрейн». Но он один из тех «схимонахов» от искусства, которые последовательно, с чистым огнем веры в глазах, с сухими и горячими руками творят свои непонятные и неизвестные многим молитвы, чтобы мир хоть как-то вертелся.

https://jazzist.club/konstantin-suhan-orient-express/

Значение фигуры Константина Сухана для российской импровизационной сцены трудно недооценить. В свое время он открыл лейбл «ТОПОТ», рубил ноу-джаз в золотом составе группы «Бром», участвовал в самых сумасшедших коллаборациях с такими именитыми импровизаторами, как Генри Кайзер или Фамоду Дон Мойе, наконец, исполнял пьесы радикальных и сложных академических композиторов вроде Георгия Дорохова или Алексея Сысоева. Многие проекты Сухана сформировали современный язык джазовой импровизации, а сам Костя, вовремя сделав шаг в сторону от свободного джаза, углубился в изучение эмбиентной музыки и переосмысления стандартов в составе супергруппы Sober Head.

В последние несколько лет Сухан сконцентрировался на поисках нового музыкального языка, пропуская звуки своей трубы через дилей и некоторые другие гитарные примочки. Подобная практика в разы увеличила творческие просторы Кости как композитора — кажется, теперь его музыка стала пробивать небеса.

Сократив количество своих действующих проектов до трех, Сухан сконцентрировался на записи сольных альбомов и взял в привычку выпускать по одному в год — прямо в свой день рождения. Таких работ в его дискографии уже пять. 29 июля на собственном лейбле Кости On the Air состоялась премьера нового полноформатника под названием «Orient Express». Кажется, с каждым новым лонгплеем Сухан только удваивает силу своей музыки — этот альбом звучит еще диковиннее предыдущего. Как всегда, в авангарде — задилеенная труба, надувающая пушистые звуковые облака. Восточной темы, вопреки названию, в альбоме не слышно (если только не брать в расчет общее звуковое колыхание), зато поездов тут много. В первом треке в унисон Косте гудят вечерние составы, полноценная перкуссия имитирует стук колес, а затем сэмплы стука колес имитируют перкуссию. К кольцам звука, которые Сухан выдувает в «African Princess», присоединяется минималистичная электроника. А вот композиция «Nutty», наоборот, сыграна совершенно «на сухую», без всяких домыслов, уловок и дополнительных приспособлений. Чуточку чокнутая мелодия прекрасно контрастирует со следующей протяжной индийской рагой из трека «In».

Однако центральным произведением альбома нужно назвать тринадцатиминутный эпос «Депо» — трехчастную композицию, сублимирующую в себе всё: зацикленный звук трубы в сурдину и просто так, навороченные и неожиданные вкрапления электроники, звучащие как зашифрованные сигналы диспетчеров, момент леденящей тишины и много-много эха. Этот трек, написанный в соавторстве с женой Кости Милой, получился чрезвычайно живым и архитектурным.

«Orient Express» — это лучшее звуковое сопровождение для внутренних путешествий последней трети лета, когда темнеет еще не очень рано, облака имеют протяжные и причудливые очертания, а закаты наполняются насыщенным фиолетовым цветом.

https://undergrundheros.ru/albom-konstantin-suhan-orient-express/

Альбом: Константин Сухан — «Orient Express» Инструментальный концептуализм Константина Сухана Если вы являетесь активным читателем нашего сайта, то наверняка вы уже заметили какое разнообразие альбомов, где ведущую роль играет определённый инструмент, нам посчастливилось послушать в этом году. Скрипка, саксофон, пианино и даже самодельные инструменты — всё это разнообразие не может не радовать, тем более что каждый музыкант уделяет своему инструменту большое количество тепла и любви. Флегматичный, убаюкивающий материал. Слушатель, как будто заказал длинную поездку на колесе обозрения и неторопливо наблюдает с высоты на происходящее на земле. Все эти звуки синтезаторов, аудио эффекты создают ту воздушность, ту плоскость для главного инструмента.

Пополняет список замечательных инструментальных альбомов Константин Сухан со своей концептуальной работой Orient Express. Приятная, очень чистая по звуку музыка, где основным инструментом является труба. Всё очень чётко, но при этом легко сыграно, что в совокупности с хорошим мастерингом даёт ту самую музыкальность в широком понимании этого слова.

Не стоит также забывать, что большую часть работы по звуку, а также запись практически всех партий инструментов сделал сам Константин. Если вы любитель хорошей музыки, а имя Майлза Дэвиса вызывает у вас приятные воспоминания, тогда вам точно стоит послушать этот альбом.

https://teletype.in/@anoshin/h1OV45vCt

На обложке нового альбома трубача Константина Сухана «Гимны» использован фрагмент фрески «Лествица» из монастыря на Синайской горе. Сочинение «Лествица» написано в конце VI христианским богословом Иоанном Лествичником и состоит из 30 глав — «ступеней» добродетели на пути христианина к духовному совершенству.

Вдохновленные «Лествицей» «Гимны» — третья часть «духовного» цикла: в прошлом году Сухан выпустил альбомы «In Si» (посвящен Иоанну Крестителю) и «Каждение».

Для водухотворенного Сухана музыка — неотделимая часть собственного опыта, и рассматривать новую пластинку в отрыве от его личного пути едва ли будет правильным. «Гимны», записанные при помощи мягкой трубы и звуковых эффектов, полны внутреннего сосредоточения и смирения. Главная составляющая музыкальной природы альбома — тишина, возникающая вокруг минималистичных звуковых волн. Задумав «Гимны» еще до пандемии, Сухан писал их вместе с женой Милой уже в условиях изоляции, и внезапное и неотвратимое заточение добавило композициям тихой и неумолимой правды.

Местами едва движимый эмбиент-джаз «Гимнов» вызывает ассоциации с «In A Silent Way» Майлза Дэвиса, как если бы тот вдруг сжался до одних только звуков приглушенной дэвисовской трубы. Впрочем, куда точнее будет сравнение с альбомами другого трубача — Джона Хасселла, который также использовал звуковые эффекты и искал себя в состоянии отстраненного созерцания. Но если Хасселл, занимаясь синтезом традиций и новых технологий, создавал «музыку четвертого мира», то музыка Сухана — будто бы и вовсе не от мира сего. В «Гимнах» материя если и присутствует, то едва уловима. Сухан играет то, что нельзя ощутить, но при определенном внутреннем усилии можно почувтвовать.

Жанр выведенной на рынок так называемой «религиозной музыки» давно превратился в пошлый китч, но «Гимны», как и другие альбомы ведомого Суханом лейбла «OnTheAir», далеки от бессмысленной суеты. Музыка Сухана рассказывает о том, как не делать лишних движений и не нарушать молчания. И тогда, цитируя поэта Рахмана Кусимова, «тебя настигает огромная тишина, такая, что не можешь понять, это — внутри тебя или снаружи».

https://www.colta.ru/articles/music_modern/25100-daydzhest-chto-slushat-avgust-2020?part=2

Константин Сухан «Гимны» «Гимны» трубача Константина Сухана обосновались на любопытной территории между джазом и эмбиентной электроникой. Инструментов тут всего два — труба, регулярно подвергающаяся обработке всевозможными эффектами, и иногда синтезатор, на котором играет супруга Сухана. С помощью этих двух инструментов (труба, отметим, регулярно множится при помощи лупера) Сухан выстраивает аккуратные, тонкие эмбиентные штуки, построенные на повторяющихся лупах, поверх которых ведет осторожные мелодические (или шумовые) линии труба. Это довольно непривычное сочетание, даже чисто тембрально — а та чуткость и деликатность, с которыми Сухан распоряжается этим сочетанием, делает этот альбом штукой пронзительной и звонкой.

https://jazzist.club/sober-head/

Сегодня квартет под управлением авангардного трубача Константина Сухана выпустил альбом «Sober Head», на котором неожиданно и блистательно переигрывает джазовые стандарты.

Сначала предыстория. В январе Михаил Сапожников (переводы на русский язык книг «Kind of Blue: The Making of the Miles Davis Masterpiece» Эшли Кана и «John Coltrane: His Life and Music» Льюиса Портера — его работа) пригласил Сухана выступить на еженедельной серии концертов Trane Zen Art в московском Клубе Алексея Козлова. Сухан согласился, собрал состав (Сергей Храмцевич — саксофон, Павел Орлов — контрабас, Андрей Ким — барабаны) и начал репетировать программу джазовой классики. Каждый из участников предложил любимые композиции Чарльза Мингуса, Альберта Айлера, Джона Колтрейна, Дона Черри и Сан Ра — так оформилась концепция квартета и сложился репертуар. Через полгода после Trane Zen Art музыканты хотели снова выступить там же, но концерт отменился, и вместо него они решили сделать студийную запись, получившую название «Sober Head».

Для авангардистов, привыкших к свободной импровизации, исполнение заданных тем с жестким ритмическим и мелодическим каркасом — такой же радикальный шаг, как для мейнстримера игра без предварительной подготовки: ощущения теряются, появляется скованность пополам с неуместной тягой к самовыражению. Но квартет Сухана с задачей справляется без осечек. Тут сразу вспоминается период игры Сухана и Храмцевича в «ТОПОТ Аркестра», которые тоже не стеснялись «пройтись по классике».

Главной находкой квартета оказывается Павел Орлов. Контрабасист мингусовского толка с упругим «наваристым» грувом, Орлов цементирует звучание уже в первой композиции «Wednesday Night Prayer Meeting» (авторства Мингуса). Увесистый саунд орловского контрабаса дополняет тонкую ритмическую вязь, создаваемую Андреем Кимом, и входит в резонанс с раскатистым саксофоном Храмцевича. Такая слаженность действий трех участников квартета высвобождает пространство для Сухана, воздушная труба которого балансирует фактурное и приземистое звучание коллектива.

Название альбома «Sober Head» тоже неслучайно: запись была сделана 11 сентября в День Иоанна Предтечи, и квартет под управлением Сухана, для которого музыка теперь неотделима от духовного опыта, исполняет спиричуэлы с искренним и ясным чувством. Даже касаясь таких сложных тем, как «Ghosts» или «Our Prayer», музыканты естественным образом остаются на светлой стороне и не срываются в айлеровский экстатический хаос.

Интерпретируя на «Sober Head» темы своих кумиров, Сухан создает предельно личное высказывание, и оно намного больше говорит о нем самом, чем наводит новую оптику на хорошо знакомые стандарты. Цельность музыки, которой даже к лицу легкая небрежность звучания, дополняется визуальным образом, созданным для обложки женой Константина, Милой Сухан.

«Sober Head» — это уже третий в этом году альбом (после «Free At Three» The RIG и «The Assembled» братьев Петяевых), на которым авангардисты идут навстречу классическому джазовому звучанию. Пока получается так здорово, что хочется продолжения серии.